Профильная комиссия ВАРМСУ по вопросам культуры, образования и науки рассмотрела итоги реализации национального проекта ""Культура"
16 декабря 2020 г. в режиме видео-конференц-связи состоялось заседание профильной комиссии ВАРМСУ по вопросам культуры, образования и науки под руководством первого заместителя председателя Комитета Государственной Думы по культуре Ольги Казаковой. В работе комиссии приняли участи заместитель Министра культуры РФ Ольга Ярилова, заместитель начальника департамента Управления Президента РФ по внутренней политике Санал Бадмаев и председатель Правления ВАРМСУ Иван Цецерский. В качестве приглашенных экспертов в работе заседания приняли участие представители Министерства просвещения РФ: начальник отдела Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Наталья Костюк и референт Департамента цифровой трансформации и больших данных Елена Прокофьева.
С докладом об итогах реализации национального проекта «Культура» в 2020 году (на примере муниципальных образований) выступила председатель комиссии Ольга Казакова. Она отметила, что проведенная ВАРМСУ работа по формированию проекта Доклада Президенту Российской Федерации о лучших муниципальных практиках участия в реализации региональных проектов, обеспечивающих достижение целей национальных проектов, продемонстрировала большое количество лучших муниципальных практик участия в реализации национального проекта «Культура». Муниципальные образования страны в целом справляются с задачей обеспечения успешного достижения основных показателей и результатов этого национального проекта. Вместе с тем, существует ряд проблем, вызванных, в том числе, обстоятельствами «пандемийного» года. Не везде обеспечено своевременное исполнение муниципальных контрактов, не налажена должным образом содержательная работа учреждений культуры, имеются проблемы с подготовкой кадров. Председатель комиссии призвала членов комиссии активно собирать и систематизировать лучшие муниципальные практики, связанные с преодолением этих негативных явлений. Председатель Правления ВАРМСУ Иван Цецерский обратил внимание, что есть примеры капитального ремонта учреждений культуры, где благоустройство территории не произведено. Люди вынуждены с детьми идти в очаг культуры обходя разбитые участки тротуара, обходя лужи. Необходимо местным властям, при участии в реализации проекта «Культура» учитывать это и заниматься в том числе благоустройством прилегающей территории, насколько возможно, комплексно.
Заместитель Министра культуры РФ Ольга Ярилова проинформировала собравшихся об основных итогах реализации национального проекта в текущем году и планах Министерства на грядущий период. Ольга Сергеевна особо остановилась на вопросах развития сети детских школ искусств. Она заострила внимание глав местных администраций на том факте, что детские школы искусств, финансируемые из средств соответствующих бюджетов, не будут участвовать в программе персонифицированного финансирования дополнительного образования, и преимущественной формой их финансирования будет являться предоставление субсидий на выполнение муниципального задания. В связи с этим Ольга Сергеевна призвала Правление ВАРМСУ направить соответствующее разъяснение в адрес глав местных администраций через Советы муниципальных образований субъектов Российской Федерации.
В качестве отдельного вопроса повестки дня была рассмотрена проблема реализации общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. По данному вопросу было организовано заслушивание участников заседания с территорий. Выступили с сообщениями: Ульяна Зотова, заместитель главы администрации Ординского муниципального округа Пермского края, Наталья Медведева, глава Верх-Ирменского сельсовета Ордынского района Новосибирской области, Наталья Артемьева, начальник Управления образования Александровского муниципального округа Ставропольского края.
Представители муниципалитетов выразили обеспокоенность родителей и педагогической общественности сложившейся практикой дистанционного обучения школьников. Во-первых, она не обеспечена профессиональными компетенциями педагогов, поскольку такого массового использования «удаленки» история отечественного образования не знала, соответственно, кадры для такого формата работы никто никогда не готовил. Во-вторых, реализация дистанционных технологий обучения существенно ограничена неравномерным покрытием территории страны сетью высокоскоростной передачи данных. В значительном числе поселений такая сеть отсутствует вовсе. В-третьих, большая доля семей, воспитывающих детей школьного возраста, не имеет в распоряжении необходимого числа терминального оборудования: стационарных или переносных (в том числе планшетных) компьютеров. В итоге в ряде случаев «удаленка» нарушает права детей на качественное и доступное общее образование.
Председатель комиссии, депутат Государственной Думы Ольга Казакова адресовала высказанные замечания с мест присутствовавшим на заседании представителям Министерства просвещения РФ и выразила надежду, что с окончанием в регионах периодов действия режима повышенной готовности организации предоставления образовательных услуг вернутся в нормальный формат обучения детей.