Законодательство, регулирующее систему взаимоотношений на уровне местного самоуправления, обязательно должно служить улучшению жизни граждан и повышению их вовлечения в местные процессы. Такое мнение высказал первый заместитель председателя Высшего Совета Всероссийской ассоциации развития местного самоуправления (ВАРМСУ), губернатор Пензенской области Олег Мельниченко во время обсуждения проекта федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти».
Обсуждение законопроекта проходит в рамках экспертного марафона ВАРМСУ, который стартовал 20 января с проведения круглого стола на тему «Территориальные основы местного самоуправления: учет региональной специфики в модели организации местного самоуправления».
Олег Мельниченко напомнил, что в рамках принятых в 2020 году поправок в Конституцию РФ в стране закреплена единая система публичной власти. Поэтому обсуждаемый закон носит всеобъемлющей характер и прописывает функционал местного самоуправления в России.
«Проблема развития местного самоуправления не нова. Напомню, что ранее, к примеру, мы уже инициировали ряд изменений в ФЗ №131, в том числе ввели понятие «муниципальный округ». Особенно насущным является вопрос территориальных основ в части учета региональной специфики в модели организации МСУ. Поэтому основная задача при рассмотрении проекта данного ФЗ и его оценке в том, чтобы были учтены все нюансы, которые отражаются в жизни наших людей», - отметил Олег Мельниченко, выступающий в роли модератора экспертного круглого стола.
Эксперт подчеркнул: все местное законодательство исходит из того, что его правоприменительная практика должна менять быт и жизнь граждан в лучшую сторону.
«От наших усилий и в части обсуждения, и в части реализации данного законопроекта после его принятия, зависят жизнеустройство и включенность населения в систему решения местных проблем», - резюмировал заместитель председателя Высшего Совета ВАРМСУ.
В преддверии круглого стола Олег Мельниченко проехал несколько муниципальных районов в Пензенской области и повстречался с главами муниципальных образований. Он отметил: для региона характерно, что в сельском поселении работают глава и еще 2-3 муниципальных служащих.
«Эта система территориальной организации МСУ четко накладывается на существующую поселенческую сетку, а значит, не повлечет сокращения людей, которые работают в системе МСУ на поселковом уровне. Перевод работников МСУ на поселенческом уровне в администрацию муниципальных округов даже приведет к улучшению системы их оплаты труда. Аналогичная ситуация по городским поселениям, а также по муниципальным предприятиям и организациям, где учредителем будет выступать уже не городское поселение, а муниципальный округ. Наши расчеты показали, что переход на эту систему не повлечет никаких массовых сокращений в системе муниципальной службы поселенческого уровня. Муниципальные служащие даже выигрывают, так как увеличивается их денежное содержание», - прокомментировал эксперт.
Он добавил, что многие моменты в документе носят редакционный характер и подлежат корректировке. Например, можно предъявить требования к структуре устава, где четко закрепляются конкретные населенные пункты, которые входят в состав муниципального округа.
«Неплохие предложения поступают от института старост. Староста хоть и является муниципальным служащим, для него существует процедура наделения его особыми полномочиями через свод граждан. Принятие нового закона не должно уменьшать бюджетные возможности муниципального образования, а наоборот, увеличивать их. Соответственно, староста, выдвинутый населением и назначенный главой муниципального округа, получит возможность получать за исполнение своих полномочий определённое денежное вознаграждение по соответствующему контракту. Таким образом, мы практически в каждом населённом пункте получаем представителей органов местного самоуправления и организуем ежедневную непосредственную связь с населением, с исполнительным органом МСУ. Это действенный механизм, который можно в процессе рассмотрения закона учесть и «докрутить»», - отметил Олег Мельниченко.
По итогам круглого стола он также подчеркнул, что статья 75 внесенного законопроекта определяет, что организация и взаимодействие муниципальных образований, СМО субъектов Российской Федерации, иных объединений муниципальных образований осуществляется Всероссийской ассоциацией развития местного самоуправления. Участники мероприятия согласились, что ВАРМСУ должна стать объединяющей, дискуссионной, экспертной площадкой для обсуждения нового законопроекта.
«В ходе дискуссии мы убедились, что к документу есть вопросы. Некоторые моменты необходимо доработать. Есть некие страхи, которые требуют соответствующего внимания. Поэтому предложения, сформулированные в ходе обсуждений проекта федерального закона о принципах организации местного самоуправления, будут направлены в профильную комиссию ВАРМСУ по развитию законодательства в сфере местного самоуправления под руководством сенатора РФ Вячеслава Наговицына. Обобщенные предложения также направим в профильную комиссию Совета Федерации», - подытожил Олег Мельниченко.
Обсуждение проекта Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти» проходило 20 января в рамках экспертного круглого стола на площадке Совета Федерации Федерального собрания. Участие принимали сенаторы, депутаты Государственной Думы, представители регионов, федеральных органов исполнительной власти, муниципального сообщества, а также эксперты и ученые.
Фото пресс-службы правительства Пензенской области