X
ВАРМСУ подключилось к обсуждению отдельных вопросов проекта КоАП РФ
22.09.2021
ВАРМСУ подключилось к обсуждению отдельных вопросов проекта КоАП РФ

На площадке ВАРМСУ в формате ВКС 14 сентября состоялась научно-экспертная дискуссия, посвященная обсуждению объема полномочий субъектов Российской Федерации в части регулирования административной ответственности за нарушения региональных и муниципальных норм и правил.

Со вступительным словом к участникам дискуссии обратился врио Председателя Правления Всероссийской ассоциации развития местного самоуправления Сергей Дручек, который поприветствовал собравшихся, выразил слова благодарности за то, что представители федеральных органов государственной власти видят в ВАРМСУ проводника интересов местного самоуправления, а также активно принимают в работу консолидированную повестку местного самоуправления, вырабатываемую специалистами и экспертами ВАРМСУ.

Модератором обсуждения выступила начальник отдела правовой и методической поддержки ВАРМСУ Екатерина Шугрина. В научно-экспертной дискуссии принимали участие представители Минэкономразвития России и Минюста России – директор правового департамента Министерства экономического развития России Лев Гершанок, заместитель директора департамента региональной политики Министерства экономического развития России Замира Барашкинова, заместитель директора Департамента конституционного законодательства, развития федеративных отношений и местного самоуправления Министерства юстиции России Ирина Старовойтова, референт отдела развития федеративных отношений и местного самоуправления Департамента конституционного законодательства, развития федеративных отношений и местного самоуправления Министерства юстиции России Николай Колпаков.

Экспертное сообщество было представлено специалистами из ведущих научно-образовательных и экспертных организаций, в том числе таких как СПбГУ, МГУ, МГЮА, УрГЮА, а также Аналитического центра при Правительстве РФ, СРГ и ИГМУ при Правительстве Красноярского края. Состоялся интересный диалог конституционалистов (Светлана Нарутто, МГЮА; Олег Кожевников, УрГЮА) и административистов (Екатерина Дмитрикова и Анна Васильева, СПбГУ; Сергей Хазанов, УрГЮА; Елена Овчарова, МГУ), прекрасно знающих муниципальную специфику; достойное место в обсуждении заняли и эксперты, работающие с этими вопросами на практике (Алексей Пахомов, Москва; Максим Пенизев, Красноярск; Евгений Чернышев, Калининград; Иван Соловьев, Нижний Новгород).

Было высказано много аргументов и обоснований того, что нельзя лишать субъекты РФ возможности регулировать вопросы административной ответственности. Называлось и обосновывалось большое количество весьма серьезных и убедительных аргументов в защиту этого.

Во-первых, вопрос разграничения полномочий между федерацией и ее субъектами получил иное смысловое наполнение в результате толкования соответствующих норм судами. По мнению судов, если есть любая федеральная регулятивная норма, то регион не может устанавливать ответственность, даже если субъект РФ устанавливает ответственность за нарушение региональной нормы по вопросам совместного ведения, установленную в пределах собственных полномочий. Именно эта практика и сломала первоначально неплохо сформулированную конструкцию, положенную в основу действующего КоАП РФ, привела к тому, что стали массово признавать недействующими законы субъектов РФ.

Во-вторых, на федеральном уровне невозможно учесть всю специфику территорий. Например, установление административной ответственности в сфере благоустройства нормами федерального закона неминуемо приведет к тому, что вместо имеющихся 15-25 региональных составов появится всего 3-5, что приведет к полному выхолащиванию административной ответственности в сфере благоустройства. Более того, эксперты обращали внимание на то, что федерация, принимая свои нормы, не обязана обращать внимание или оглядываться на регулятивные нормы, принимаемые на местах субъектами РФ или органами местного самоуправления. В результате возникает ситуация, когда в сфере благоустройства разрыв между регулятивными и охранительными нормами становится максимальным (регулятивные нормы, то есть правила благоустройства, являются вотчиной органов местного самоуправления).

В-третьих, наличие полномочий по установлению составов административных правонарушений должно быть синхронизировано с наличием на соответствующем территориальном уровне организационно-кадровой «инфраструктуры» (кто будет выявлять нарушения и составлять протоколы, рассматривать дела, администрировать и т.п.).

В-четвертых, несправедливо только региональные органы ругать за низкое качество законов. Подобные выводы о низком качестве федеральных законов с похожей регулярностью звучат из текстов решений Конституционного Суда РФ. Более того, есть много примеров того, что федеральный законодатель игнорирует предписания Конституционного Суда о необходимости наведения порядка в правовом регулировании, устранении пробелов в той или иной сфере. В подобных условиях возникают вполне обоснованные сомнения в способности федерального законодателя оперативно отреагировать на возникающие потребности в регулировании тех или иных отношений. В качестве яркой иллюстрации данного тезиса приводились меры борьбы с коронавирусной инфекцией, которые более оперативно вводились именно на региональном уровне.

В-пятых, в статье 55 Конституции РФ, к содержанию которой любят апеллировать сторонники централизации правового регулирования вопросов административной ответственности, говорится о том, что только федеральным законом можно ограничить основные или базовые конституционные права и свободы. Права, ограничиваемые региональными законами при установлении административной ответственности, к их числу не относятся. Более того, когда субъект РФ своим законом устанавливает ответственность, то тем самым он гарантирует другим гражданам соблюдение их прав за счет пресечения деятельности, привлечения к ответственности нарушителя.

Вопросы административной ответственности за нарушения региональных и муниципальных норм и правил в проекте КоАП РФ будут обсуждать чуть позже еще раз с представителями органов местного самоуправления и советов муниципальных образований субъектов РФ. Для ВАРМСУ важно услышать не только позиции экспертов, но и представителей муниципального сообщества. В настоящее время в регионы направлены запросы, позволяющие выявить и обобщить позиции органов местного самоуправления по данной проблематике.

К слову сказать, в 2020 году на заседании профильной комиссии ВАРМСУ вопросы административной практики, административной ответственности обсуждались дважды – в июле и в ноябре; ноябрьское заседание целиком было посвящено вопросам учета интересов местного самоуправления в проекте КоАП РФ.

Другие новости
ВАРМСУ проводит опрос о проблемах реализации органами местного самоуправления полномочий в сфере водоснабжения
16.05.2022
В адрес Всероссийской ассоциации развития местного самоуправления поступило обращение Ассоциации «Совет муниципальных образований Саратовский области» о проблемных вопросах, связанных с реализацией органами местного самоуправления полномочий в сфере водоснабжения.
ВАРМСУ проводит мониторинг по снижению административной нагрузки на бизнес и связанных с этим проблемных вопросов в условиях санкционного давления при осуществлении муниципального контроля
16.05.2022
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» введены ограничения на проведение контрольных (надзорных) мероприятий для всех органов контроля.
ВАРМСУ поздравляет Владимира Мазура с назначением Врио губернатора Томской области
12.05.2022
Полномочный представитель Президента РФ в Сибирском федеральном округе Анатолий Серышев  в четверг 12 мая 2022 г. в городе Томске представил региональному правительству и депутатам Владимира Мазура в качестве временно исполняющего обязанности губернатора Томской области.
Представление состоялось в Большом зале областной администрации в ходе девятого внеочередного собрания Законодательной Думы Томской области.
Всероссийская ассоциация развития местного самоуправления поздравляет с Днём Победы!
08.05.2022

Примите самые искренние и сердечные поздравления с всенародным праздником – Днём Победы в Великой Отечественной войне!

Новый выпуск информационного дайджеста ВАРМСУ «Муниципальный вестник» посвящён итогам Всероссийского муниципального форума
08.05.2022
Всероссийская ассоциация развития местного самоуправления публикует новый выпуск информационного дайджеста «Муниципальный вестник». Главной темой номера стало проведение 28 апреля Всероссийского муниципального форума.
ВАРМСУ выступит соорганизатором Конкурса муниципальных стратегий-2022
06.05.2022
Первый заместитель председателя Правления Всероссийской ассоциации развития местного самоуправления (ВАРМСУ) Сергей Дручек принял участие в учредительном собрании организационного комитета смотр-конкурса «Реализованные стратегии: от идеи до воплощения» (VIII Конкурс муниципальных стратегий-2022).
Эксперт ВАРМСУ рассказал о новых подходах к осуществлению муниципального контроля на региональных мероприятиях
04.05.2022
Всероссийская ассоциация развития местного самоуправления (ВАРМСУ) приняла участие в мероприятиях в Ульяновской и Мурманской областях, посвященных важным вопросам развития МСУ, в том числе одним из ключевых тем стало осуществление муниципального контроля по новым правилам.
Андрей Шевченко: вопрос кадрового обеспечения для муниципалитетов — один из самых актуальных
28.04.2022
Председатель Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Андрей Шевченко отметил, что вопрос кадрового обеспечения для муниципалитетов — один из самых актуальных.
Меры поддержки экономики в условиях санкций обсудили на Всероссийском муниципальном форуме
28.04.2022
На дискуссионной площадке Всероссийского муниципального форума состоялось обсуждение мер Правительства РФ по повышению устойчивости экономики в условиях санкций. В дискуссии приняли участие представители профильных министерств, Совета Федерации и местного самоуправления.

← Назад к списку новостей

Президент РФ
Правительство РФ
Государственная Дума
Совет Федерации
Министерство строительства и ЖКХ РФ
Портал Государственных и муниципальных услуг