Тематическую онлайн-площадку «Совершенствование правотворческой деятельности органов местного самоуправления в Республике Бурятия» провели 13 августа в рамках муниципального форума Республики Бурятия. Эксперт Всероссийской ассоциации развития местного самоуправления приняла участие в мероприятии в числе спикеров.
Организатором выступила Ассоциация «Совет муниципальных образований Республики Бурятия» при содействии прокуратуры Республики Бурятия, администрации главы РБ и правительства РБ. Муниципальный форум проводится в республике ежегодно, начиная с 2017 года.
В работе площадки приняло участие около 150 человек – преимущественно руководители муниципальных образований, юристы. Модерировал площадку заместитель председателя Комитета территориального развития Администрации Главы РБ и Правительства РБ Олег Бадлуев. С приветствием к участникам форума обратились заместитель прокурора Республики Бурятия, старший советник юстиции Светлана Козлова и председатель правления Ассоциации «Совет муниципальных образований Республики Бурятия», глава МО «Селенгинский район» Станислав Гармаев.
Одну из проблемных тем – формулировки вопросов местного значения – в своем выступлении подняла начальник отдела правовой и методической поддержки органов местного самоуправления ВАРМСУ Екатерина Шугрина. Федеральный эксперт обратила внимание на то, что Конституционный Суд РФ в своих решениях довольно регулярно обращается к анализу полномочий органов местного самоуправления; по некоторым вопросам местного значения уже целые массивы решений появились. Например, вопросы благоустройства и размещения нестационарных торговых объектов рассматриваются в решениях от 19.04.2021 № 14-П, 05.12.2019 № 3274-О, 06.12.2018 № 3111-О, 29.01.2015 № 225-О.
«Почему это важно? В отличие от профильного комитета Государственной Думы или Минюста России Конституционный Суд РФ является органом, который вправе давать официальное толкование Конституции РФ и, реализуя данные полномочия, выявляет конституционно-правовой смысл тех или иных норм в системе действующего правового регулирования», - комментирует Екатерина Шугрина.
Конституционный Суд РФ неоднократно высказывался и по вопросу о том, как следует понимать термин «организация», который используется при формулировании большого числа вопросов местного значения. Суд обратил внимание на то, что органы местного самоуправления «не отвечают за все»; для уяснения пределов полномочий органов местного самоуправления необходимо внимательно изучать отраслевое регулирование. При осуществлении деятельности по тем или иным вопросам должно быть реальное взаимодействие разных уровней публичной власти: «Содержание термина "организация", используемого в Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" при определении вопросов местного значения, должно раскрываться с учетом специального отраслевого законодательного регулирования. В любом случае, этот термин не может автоматически трактоваться как предполагающий всю полноту ответственности муниципальных образований в соответствующей сфере деятельности (Постановление от 29 марта 2011 года N 2-П). В противном случае допускалась бы как возможность произвольного возложения на муниципальные образования публично-правовых обязательств, так и возможность выхода самих муниципальных образований за пределы своей компетенции и тем самым - вмешательства в вопросы, относящиеся к предметам ведения и полномочиям иных публично-правовых образований» (Постановление Конституционного Суда РФ от 13.10.2015 N 26-П).
В рамках работы тематической площадки также обсуждались вопросы о разграничении видов муниципальных НПА и их антикоррупционной экспертизе, о результатах анализа муниципального нормотворчества, о качестве интерактивного доступа к правовой информации органов местного самоуправления, как элемента развития электронной демократии в России.
По результатам дискуссии участники форума выработали рекомендации для органов государственной власти Республики Бурятия. В том числе, продолжить практику проведения обучающих мероприятий для должностных лиц органов местного самоуправления с приглашением к участию экспертов различного уровня, рассмотреть вопрос об оказании методической помощи и разработке муниципальных нормативных правовых актов по результатам мониторинга изменений федерального законодательства в связи с поправками, внесенными в Конституцию Российской Федерации.
Главам муниципальных образований предложили создать раздел «Муниципальные правовые акты» на официальных порталах, чтобы размещать там полные тексты принятых муниципальных правовых актов органами местного самоуправления муниципального образования. Важно, чтобы разделом было удобно пользоваться.